Главная --> Статьи --> Всему свое время
 
Футбол красив, когда в него играют мастера. Мастерство же закладывается в детстве. И если сделать это не удается, надо перестраивать именно работу с юными спортсменами. Южные соседи ввели футбол в учебную программу средних школ, а пополнение для наших команд растят в школах специализированных. На кафедре футбола и хоккея БГУФК разрабатывается новая программа. О том, зачем она нужна и чем отличается от принятой сейчас, рассказывает один из разработчиков, доцент М.Я.Андружейчик.
 

Что заставило пойти на перемены? Необходимо повысить мастерство футболистов, а оно зависит от того, насколько квалифицированно обучаются этому виду спорта дети, подростки и юноши. Нынешняя программа нацелена на развитие физических качеств и техники, но уделяет слишком мало внимания тактике и собственно игровой подготовке. Ребенок ведь приходит в спортивную школу, чтобы играть, а от тренеров требуют сиюминутных результатов. Вот наставники и пренебрегают закономерностями формирования организма и психики, уже на ранних этапах работы применяют интенсивную специализированную подготовку. Наверное, предполагают, что если сразу достичь высоких результатов, это само по себе приведет к повышению мастерства. Вместо фундаментальной подготовленности получаем скоропалительное натаскивание на командный результат.

Правда, говорят, что прежде мастерство все-таки приходило. Может, просто дети сейчас изменились? Изменились, и виной этому то, что из жизни исчез тот футбол, который готовил ребят к поступлению в спортивную школу. Раньше слова мальчишка и футбол были настоящими синонимами, а теперь игры неорганизованной, "дикой", дворовой просто не стало. Выжила ее суровая реальность. Изменились многие социально-экономические, психологические условия. Технический прогресс не только ускоряет темп жизни да повышает жизненный уровень. Он при этом отнимает здоровье у мальчишек и девчонок, которые проводят почти все свое время за школьными уроками и домашней подготовкой, сидят за компьютером и телевизором, занимаются рисованием, музыкой… Все это вещи полезные, но надо же знать меру, иначе недалеко до беды.

Вот самые свежие данные, которые в прошлом году привела профессор Л.Т. Лебедева. Практически здоровыми могут считаться лишь 15% наших школьников. А как они могут быть здоровыми, если лишены так необходимой в детстве двигательной активности, подвижной игры, физической нагрузки? Да и нет во дворе места для игр, оно заставлено автомашинами, иногда песочницами, качелями, и только в лучшем случае столом - чаще всего железным - для настольного тенниса. Кто в этом виноват? Мы, взрослые, руководители районов, городов, строительных и спортивных организаций, родители-автовладельцы. Гробим здоровье своих детей, а им куда податься? Если уж кто и не дремлет, так это, извините за выражение, криминал. По свежим данным МВД, около 9% всех преступлений совершают дети и подростки.

Кто и что их может отвлечь? В первую очередь футбол. И поскольку к футболу ребенок ныне приобщается не во дворе, а в специализированной школе, то именно на ее работников сваливается весь груз ответственности.

И об этой ответственности забывать нельзя. Прежде всего, надо изменить практику комплектования учебных групп, отказаться от оперативного набора и перейти к продолжительному отбору. Ведь мы очень многое теряем. В ДЮСШ попадают крупные, рослые, физически выделяющиеся ребята, а на невысоких, шустрых, агрессивных внимание не на обращают. Идет не отбор по способностям и психофизиологическим предпосылкам к игре, а набор "гренадеров". Видимо, предполагают, что их можно с течением времени научить игре в футбол. Это - серьезное заблуждение, которое к тому же усугубляется неэффективным процессом обучения и тренировки.

Почему он не эффективен? Потому, что его ведут как прежде, не учитывая, что ситуация изменилась. В прежние времена дети и подростки приходили учиться игре в 12-14 лет, уже имея за плечами опыт дворовых - и не только футбольных - баталий, а ныне их приводят в спортшколы родители или дедушки с бабушками. Приводят 8-летних ребятишек, которые играть совершенно не умеют. Детский футбол помогал ребятам осваиваться в кругу сверстников и старших партнеров по "команде", формировал волевые качества, психическую устойчивость и, что самое главное, развивал свой стиль игры и поведения. Многие футболисты уже в юном возрасте не только выделялись, но и отличались от других ребят.

А нынешние тренеры жалуются, что их "резервисты" приходят в команду с целыми комплексами "неумений" и слабой технической подготовленностью. Отчего это происходит? От "воздействия" спортивных школ и их программ подготовки. Участвуя в соревнованиях, ребятишки постоянно испытывают словесное "давление" горе-тренеров, которые превратились в подлинных суфлеров. Указывают, как играть, куда бежать, куда бить или когда обводить соперников. Не дают детям возможности самостоятельно принимать решения, требуют групповых взаимодействий даже когда ситуация требует действовать индивидуально.

Как этого избежать?

В младшем возрасте (8-10 лет) необходимо много играть, создавать двигательный фонд, а в играх - не только в футбольных - формировать ориентировку, слежение за несколькими объектами, одновременно развивать физические качества: ловкость, быстроту, гибкость… Вместо этого торопливые наставники много и многословно "обучают и тренируют", не учитывая индивидуальные способности и возрастные возможности учеников. Корень зла - нынешние программы. Они не учитывают научные данные и практический опыт, не отражают требования современного футбола. Чего он требует? Уметь играть, а дети и юноши на всех этапах подготовки играют лишь в течение 6-12% времени, отведенного на занятия. В программных документах даже нет задачи обучать игре в футбол, а навыки, сформированные вне самой игры, разрушаются. Это и происходит. Обучают упражнениям, а не игре, хотя главная цель тренера ДЮСШ и СДЮШОР - воспитание ученика, умеющего играть. А играющая команда - результат взаимодействия играющих футболистов, которые оптимально подготовлены в физическом плане, психически способны реализовать свои возможности, преодолевать сопротивление оппонентов, проявлять сильную волю и целеустремленность.

Что предлагает новая программа? Во-первых, четко установить цели и задачи каждого этапа работы: 6-7 лет -предварительная подготовка, 8-10 - начальная, 11-15 - углубленная специальная, 16-18 - этап спортивного совершенствования. Во-вторых, отказаться от стереотипов в упражнениях с одинаковой физической нагрузкой, что приводит к обезличиванию, стилевому однообразию, заглушает индивидуальность. Именно это приводит к голоду на юные дарования, к серости игры многих наших команд? И в-третьих, не забывать, что мастерство становится подлинно зрелым, когда футболисту исполняется 20--25 лет. Именно в этом возрасте наступает гармония психического развития, специального опыта, физических кондиций и технико-тактического мастерства, приобретается игровой соревновательный опыт. Без этих качеств стать мастером и преуспеть очень сложно. Процесс подготовки нужно планировать так, чтобы молодой спортсмен мог достичь вершин мастерства именно к этому периоду, а для этого и тренеру надо обладать современные знаниями методических основ подготовки, твердо представлять специфические особенности юных футболистов.

Каковы они, эти основы? Сам процесс подготовки должен обучать игре, постоянно формировать базовый "арсенал" по всем десяти систематизированным технико-тактическим действиям. Необходимо контролировать эффективность работы в условиях игровой практики, корректировать учебный процесс. А кроме того, выполнять цели и задачи каждого этапа.

Они должны соответствовать особенностям учеников. На этапе предварительной подготовки цель обучения - создание устойчивого интереса к игре и игровой деятельности. Задачи - формирование умения играть в футбол и другие игры (в малых составах), выработка "чувства мяча", обучение ведению мяча, удару (передаче) и приему мяча ногами, удару в ворота. Затем следует этап начальной подготовки. На нем закрепляют устойчивый интерес ребенка к занятиям и решают четыре задачи: совершенствуют умение играть в футбол малыми составами (от 4х4 до 7х7); обучают разнообразным подвижным играм и игре в лапту; формируют "школу" технико-тактического мастерства (все 10 действий); приучают готовиться и участвовать в соревнованиях со сверстниками. После этого переходят к этапу углубленной специализации, где происходит комплексное формирование базовой технико-тактической школы и умение играть в футбол. Здесь совершенствуют умение играть в различных по количеству составах (от 6х6 до 11х11); одновременно развивают психофизиологическую функцию, физические качества, технико-тактическое и тактическое мастерство; вырабатывают умение готовиться к тренировкам и соревнованиям, эффективно участвовать в них; обучают самостоятельной тренировке; формируют волевые качества и умение добиваться хороших результатов; ученики осваивают правила игры и выполнение их требований, углубляют свои теоретические знания. На этапе спортивного совершенствования, где спортсмена готовят для перехода в команду высокой квалификации, надо проводить индивидуальную подготовку по всем компонентам, совершенствовать тактическую подготовленность в рамках своего и смежного амплуа, увеличивать объем самостоятельной подготовки, обеспечивать игровой соревновательный опыт.

Словом, все нужно делать в свое время…


доцент М.Я.Андружейчик

Вернуться
К списку статей 2005 года
К списку статей 2004 года
К списку статей 2003 года
К списку статей 2002 года